Разделение и межевание земельного участка

Вопрос о разделении участка чаще всего возникает, когда земля достается нескольким наследникам. В настоящее время существует возможность выделить часть земли и, например, продать не весь участок целиком, а лишь его часть. Предположим, у гражданина есть земельный участок, который он хотел бы разделить на два участка, а затем продать.

Первый этап в разделении участка – обращение в специализированную компанию в области геодезии и землеустройства, представитель которой проведет весь комплекс процедур по разделу участка (межевание). Затем нужно идти в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Роснедвижимость), для того чтобы старый участок был снят с учета, а два новых участка были поставлены на кадастровый учет.

После получения соответствующих документов, необходимо обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Регистрационную палату) для регистрации права собственности на два новых участка. В результате у владельца на руках должны быть два свидетельства о государственной регистрации права собственности.

В том случае, если земельный участок находится в собственности нескольких лиц, то возможны варианты. Если два собственника договорились между собой разделить один участок на два земельных надела, то проводятся такие же процедуру по разделу земли, как в случае и с одним владельцем. В результате после разделения участка, два новых участка будут находиться в общей собственности, в документах на каждый из них будут указываться два владельца.

Однако, чаще всего, если участок, находящийся в собственности двух лиц, делят на два, то каждый из собственников получает по одному участку. Таким образом, общая собственность на землю прекращается, а бывшие собственники большого участка становятся собственниками частей большого участка.  Для этого между собственниками должно быть составлено соответствующее соглашение еще в самом начале процесса межевания.

По закону при разделе земли образуются несколько участков, а вот земельный участок, из которого образуются новые участки, прекращает свое существование. Но для этого правила есть одно исключение, которое касается земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан.

Раздел таких земель осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе большого участка, принадлежащего товариществу, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Межевание

Чтобы провести межевые работы, нужно обратиться в специальную организацию, которая занимается землеустроительными работами. Увы, избежать этой дорогостоящей процедуры не получится: в соответствии с законом при изменении границ (а раздел земли и есть изменение границ) земельного участка землеустройство проводится в обязательном порядке.

Межевание включает в себя следующие работы:
1. подготовительные работы; 
2. составление технического проекта; 
3. уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; 
4. определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; 
5. определение координат межевых знаков; 
6. определение площади объекта землеустройства; 
7. составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; 
8. формирование землеустроительного дела; 
9. утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

После завершения всех землеустроительных работ собственник(и) получит на руки межевое дело (межевой план). Это документ необходим для кадастрового учета. Отметим, что многие землеустроительные организации помимо основной услуги предлагают и дополнительные – по кадастровому учету и даже по государственной регистрации права собственности на вновь образованные участки. Можно выбрать: заплатить посредникам или пройти все дальнейшие процедуры самостоятельно. В первом случае экономится время, во втором – деньги.

Прохождение кадастрового учета

По закону кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Так что ставить на учет придется два новых участка, и делать это нужно по месту нахождения земли.

Собственник может подать на учет двумя способами: лично или посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении (то, что документы получены соответствующей службой, подтверждает расписка, полученная так же по почте). Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем или его представителем лично, то выдается расписка в получении с указанием их перечня и даты получения.

В пакете документов должно быть:
- заявление о кадастровом учете; 
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; 
- межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); 
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); 
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

Постановка на кадастровый учет осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере.
Собственнику как итог кадастрового учета выдается кадастровый паспорт на каждый новый участок.

Государственная регистрация

Для данной операции необходимы следующие документы:
- заявление; 
- квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию права собственности (500 руб. за каждый участок); 
- кадастровые паспорта на землю; 
- нотариально удостоверенная доверенность, если документы подает представитель; 
- правоустанавливающие документы на землю, из которой произошло разделение.

Все документы подаются в регистрационную службу по месту нахождения земельных участков. Процесс регистрации занимает до 1 месяца. Если у регистратора не будет оснований для приостановления или отказа в регистрации, то через месяц собственник получит два свидетельства о праве собственности на землю.

Теперь полноценный хозяин двух оформленных по всем правилам закона земельных участков может смело продавать любой из них.
О чем еще нужно знать?
- Для того чтобы узнать, можно ли вообще разделить участок, необходимо обратиться в местную администрацию (архитектурный отдел) с вопросом, какой минимум по площади может быть у участка (как правило, такие предельные размеры устанавливаются градостроительными регламентами). Далеко не каждый участок можно разделить так, как хочется. Например, если у вас в собственности 6 соток, то вряд ли местными нормативно-правовыми актами разрешено делить его на 5,5 и 0,5 соток.
- Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и границы населенных пунктов.
- Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
- Не допускается раздел, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
- Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
- Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки.
- У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
- Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Ознакомьтесь с ответами специалистов АН "Партнер" на часто задаваемые вопросы.


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Узнавайте первыми о предложениях, новостях и акциях АН "ПАРТНЕР".


ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ
Получите квалифицированную консультацию по вопросу купли-продажи недвижимости.


ПОСЕТИТЕ НАШ ОФИС
Специалисты АН "ПАРТНЕР" всегда рады видеть Вас в офисах нашей компании.



Карта сайта

Агентство недвижимости "Партнер"